ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ. УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И ДВИГАТЕЛЕМ

Техническое обслуживание управления самолетом и двигателем включает:

проверку легкости и плавности передачи движений от ручек управления и педалей к рулевым управляю­щим поверхностям (рулю высоты, рулю направления, элеронам и триммеру руля высоты), а также к рыча­гам управления дроссельным краном и стоп-краном двигателя;

осмотр узлов и деталей проводки управления;

промывку и смазку шарнирных соединений провод­ки управления;

проверку углов отклонений рулей, элеронов и трим­мера, а также рычагов управления дроссельным кра­ном и стоп-краном.

Легкость и плавность управления самолетом и дви­гателем проверяется путем перемещения ручек управ­ления и педалей в крайние положения. Перемещения

должны быть плавными, без заеданий и люфтов и вы­зывать соответствующие отклонения рулевых поверх­ностей. Люфты в проводке управления обнаруживаются по стуку в проводке при возвратно-поступательном пе­ремещении ручек и педалей или рулевых поверхностей. При обнаружении люфтов и заеданий в проводке после­довательным осмотром всей проводки выявляется при­чина неисправности (ослабление резьбовых соединений тяг, люфты качалок, разрушение подшипников тяг и ка­чалок, касание тяг или рулевых поверхностей о непод­вижные детали и т. п.) и после ее устранения произво­дится повторная проверка.

При осмотре узлов и деталей проводки особое вни­мание обращается на наличие зазоров между подвиж­ными и неподвижными элементами при перемещении тяг из одного крайнего положения в другое, зазоры должны быть не менее 3 мм между тягами и 5 мм меж­ду тягами и неподвижными элементами конструкции. В местах прохождения проводки не должно быть ка­ких-либо посторонних предметов.

Тяги проводки не должны иметь потертостей, забоин, деформаций. Наконечники каждой тяги должны быть установлены в таком положении, чтобы обеспечивалась возможность проворачивания тяги вокруг продольной оси. Регулируемый наконечник должен быть ввернут в нарезную втулку тяги на величину, обеспечивающую перекрытие контрольного отверстия во втулке.

Подшипники тяг и качалок должны быть смазаны и не иметь загрязнений. Болтовые соединения проводки должны быть законтрены.

Промывка и смазка шарнирных соединений произ­водится при проведении профилактических работ и при выявлении неисправностей. Открытые подшипники пе­ред смазкой промываются керосином (бензином). За­крытые подшипники не промываются и не смазывают­ся, а только протираются.

Проверка углов отклонений руля высоты, элеронов,

стабилизатора, закрылков, триммера производится угло­мером, устанавливаемым на управляющие поверхности, а руля направления и тормозных щитков — по линей­ному перемещению их законцовок от исходного положе­ния. Перед проверкой углов из кабины самолета внача­ле задаются требуемые положения (крайние, промежу­точные, нейтральные, балансировочные) ручки управле­ния, педалей, рычагов и переключателей, а затем заме­ряется отклонение управляющих поверхностей. При не­соответствии углов отклонения техническим требовани­ям упорами и регулировочными тягами, указанными в инструкции, производится необходимая подрегулировка с последующей проверкой углов в полном объеме. На левом элероне и руле направления имеются балансиро­вочные ножи, регулировка управления которыми произ­

водится только по замечаниям летного состава по по­перечной и путевой балансировке самолета при соответ­ствии углов отклонения управляющих поверхностей тех­ническим требованиям.

После каждой регулировки управления самолетом, в том числе и путем изменения положения балансировоч­ных ножей, производится облет самолета с целью про­верки управления в полете.

Неисправности системы управления самолетом и дви­гателем:

рассоединение проводки управления из-за непоста — новки или выпадания болтов шарнирных соединений проводки. Выявляется неисправность при осмотрах со­стояния деталей шарнирных соединений проводки. Осо­бое внимание следует обращать при этом на узлы, под­вергавшиеся разборке при выполнении регламентных работ, и на состояние контровок гаек болтов соеди­нений;

попадание посторонних предметов в зазоры между тягами проводки управления. Наиболее часто посторон­ние предметы обнаруживаются в кабине самолета. Посторонними предметами могут быть не только дета­ли, оставленные при выполнении работ (гайки, болты, винты, колодочки, ключи и т. п.), но и детали, отвер­нувшиеся в процессе эксплуатации (гайки, упоры руч­ки управления, болты крепления отбортовочных ко­лодок).

Выявить данную неисправность в отдельных случаях бывает очень трудно из-за плохой доступности к местам осмотра. Поэтому осмотр проводки управления следует производить с использованием подсвета и зеркала. Осо­бое внимание при этом обращается на места возможно­го нахождения посторонних предметов (пол кабины, впадины, карманы и т. п.). Определяются посторонние предметы методом простукивания резиновым молотком обшивки и кожухов в местах возможного нахождения посторонних предметов.

После выполнения осмотров проводки всегда необ­ходимо проверять, не осталось ли посторонних предме­тов, а закрытие крышек люков, обеспечивающих доступ к проводке, производить только после контроля указан­ных мест;

затяжеление управления из-за касания тяг управле­ния о неподвижные детали (касание ручки управления самолетом о «язычок» предохранительного защитного кожуха, касание тяги руля высоты о штепсельный разъем датчика угловых перемещений руля высоты и др.)> заедания в шарнирных соединениях вследствие разрушения подшипников, отсутствия смазки или их загрязнения. Данная неисправность выявляется при про­верке легкости управления, осмотрах проводки и конт­роле зазоров между тягами и неподвижными элемен­тами, который необходимо производить только после проведения всех других работ в местах расположения проводки;

люфты стабилизатора, рулей и элеронов в местах их крепления. Появляются люфты вследствие износа деталей шарнирных сочленений. Устраняются регули­ровкой или заменой дефектных деталей.