ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ. УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И ДВИГАТЕЛЕМ
Техническое обслуживание управления самолетом и двигателем включает:
проверку легкости и плавности передачи движений от ручек управления и педалей к рулевым управляющим поверхностям (рулю высоты, рулю направления, элеронам и триммеру руля высоты), а также к рычагам управления дроссельным краном и стоп-краном двигателя;
осмотр узлов и деталей проводки управления;
промывку и смазку шарнирных соединений проводки управления;
проверку углов отклонений рулей, элеронов и триммера, а также рычагов управления дроссельным краном и стоп-краном.
Легкость и плавность управления самолетом и двигателем проверяется путем перемещения ручек управления и педалей в крайние положения. Перемещения
должны быть плавными, без заеданий и люфтов и вызывать соответствующие отклонения рулевых поверхностей. Люфты в проводке управления обнаруживаются по стуку в проводке при возвратно-поступательном перемещении ручек и педалей или рулевых поверхностей. При обнаружении люфтов и заеданий в проводке последовательным осмотром всей проводки выявляется причина неисправности (ослабление резьбовых соединений тяг, люфты качалок, разрушение подшипников тяг и качалок, касание тяг или рулевых поверхностей о неподвижные детали и т. п.) и после ее устранения производится повторная проверка.
При осмотре узлов и деталей проводки особое внимание обращается на наличие зазоров между подвижными и неподвижными элементами при перемещении тяг из одного крайнего положения в другое, зазоры должны быть не менее 3 мм между тягами и 5 мм между тягами и неподвижными элементами конструкции. В местах прохождения проводки не должно быть каких-либо посторонних предметов.
Тяги проводки не должны иметь потертостей, забоин, деформаций. Наконечники каждой тяги должны быть установлены в таком положении, чтобы обеспечивалась возможность проворачивания тяги вокруг продольной оси. Регулируемый наконечник должен быть ввернут в нарезную втулку тяги на величину, обеспечивающую перекрытие контрольного отверстия во втулке.
Подшипники тяг и качалок должны быть смазаны и не иметь загрязнений. Болтовые соединения проводки должны быть законтрены.
Промывка и смазка шарнирных соединений производится при проведении профилактических работ и при выявлении неисправностей. Открытые подшипники перед смазкой промываются керосином (бензином). Закрытые подшипники не промываются и не смазываются, а только протираются.
Проверка углов отклонений руля высоты, элеронов,
стабилизатора, закрылков, триммера производится угломером, устанавливаемым на управляющие поверхности, а руля направления и тормозных щитков — по линейному перемещению их законцовок от исходного положения. Перед проверкой углов из кабины самолета вначале задаются требуемые положения (крайние, промежуточные, нейтральные, балансировочные) ручки управления, педалей, рычагов и переключателей, а затем замеряется отклонение управляющих поверхностей. При несоответствии углов отклонения техническим требованиям упорами и регулировочными тягами, указанными в инструкции, производится необходимая подрегулировка с последующей проверкой углов в полном объеме. На левом элероне и руле направления имеются балансировочные ножи, регулировка управления которыми произ
водится только по замечаниям летного состава по поперечной и путевой балансировке самолета при соответствии углов отклонения управляющих поверхностей техническим требованиям.
После каждой регулировки управления самолетом, в том числе и путем изменения положения балансировочных ножей, производится облет самолета с целью проверки управления в полете.
Неисправности системы управления самолетом и двигателем:
рассоединение проводки управления из-за непоста — новки или выпадания болтов шарнирных соединений проводки. Выявляется неисправность при осмотрах состояния деталей шарнирных соединений проводки. Особое внимание следует обращать при этом на узлы, подвергавшиеся разборке при выполнении регламентных работ, и на состояние контровок гаек болтов соединений;
попадание посторонних предметов в зазоры между тягами проводки управления. Наиболее часто посторонние предметы обнаруживаются в кабине самолета. Посторонними предметами могут быть не только детали, оставленные при выполнении работ (гайки, болты, винты, колодочки, ключи и т. п.), но и детали, отвернувшиеся в процессе эксплуатации (гайки, упоры ручки управления, болты крепления отбортовочных колодок).
Выявить данную неисправность в отдельных случаях бывает очень трудно из-за плохой доступности к местам осмотра. Поэтому осмотр проводки управления следует производить с использованием подсвета и зеркала. Особое внимание при этом обращается на места возможного нахождения посторонних предметов (пол кабины, впадины, карманы и т. п.). Определяются посторонние предметы методом простукивания резиновым молотком обшивки и кожухов в местах возможного нахождения посторонних предметов.
После выполнения осмотров проводки всегда необходимо проверять, не осталось ли посторонних предметов, а закрытие крышек люков, обеспечивающих доступ к проводке, производить только после контроля указанных мест;
затяжеление управления из-за касания тяг управления о неподвижные детали (касание ручки управления самолетом о «язычок» предохранительного защитного кожуха, касание тяги руля высоты о штепсельный разъем датчика угловых перемещений руля высоты и др.)> заедания в шарнирных соединениях вследствие разрушения подшипников, отсутствия смазки или их загрязнения. Данная неисправность выявляется при проверке легкости управления, осмотрах проводки и контроле зазоров между тягами и неподвижными элементами, который необходимо производить только после проведения всех других работ в местах расположения проводки;
люфты стабилизатора, рулей и элеронов в местах их крепления. Появляются люфты вследствие износа деталей шарнирных сочленений. Устраняются регулировкой или заменой дефектных деталей.